В настоящее время города конкурируют между собой за ресурсы, инвестиции, человеческий капитал.

Будущая конкурентоспособность города закладывается в стратегии развития с учетом экономических особенностей, темпов развития, точек роста. Поэтому важнейшая задача политики органов местного самоуправления - выработать стратегию активного развития и обеспечить успешное развитие города на долгосрочный период.
Стратегическое планирование стало необходимой частью городского управления, когда все чаще возникает проблема неопределенности будущего. Современная ситуация, характеризующаяся быстроизменяющимися экономическими тенденциями, глобальной и региональной реорганизацией промышленного инвестирования и растущей конкуренцией среди городов и регионов за жизненные ресурсы, требует умения организовать деятельность по формированию муниципальной политики таким образом, чтобы эффективно развиваться.
Разработка проекта Стратегического плана социально-экономического развития города Мурманска до 2020 года (далее - Стратегического плана) проводится с целью определения будущего целевого видения города на основании единовременного выборочного исследования экономики и социальной сферы с применением системного и стратегического анализа.
Стратегический план разработан с учетом послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и иных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих основные направления и цели государственной политики в сфере социально-экономического развития Российской Федерации, комплексного территориального развития с учетом положений стратегии национальной безопасности Российской Федерации, а также Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 № 2074-р, Стратегией социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 26.08.2010 № 383-ПП, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные органы власти осуществляют свою деятельность в соответствии с установленными полномочиями по решению вопросов местного значения, вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, исполнению отдельных государственных полномочий.

В области социальной защиты, занятости населения, развития рыбного хозяйства органы местного самоуправления не имеют полномочий либо круг их полномочий значительно ограничен. Однако функционирование этих сфер определяет общее социально-экономическое положение города, что вызывает необходимость отражения задач их развития в настоящем Стратегическом плане.

Местные органы власти наделены высоким уровнем ответственности перед мурманчанами за развитие города. Вместе с тем, существующие полномочия и ограниченные возможности для маневрирования в налоговой политике на муниципальном уровне создают определенные трудности во взаимодействии с хозяйствующими субъектами, от результатов деятельности которых зависит динамика экономического развития города.

Стратегический план определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, отвечающие интересам всего населения города, научно обоснованный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения целей, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики города Мурманска.
Поэтому в целях устойчивого развития города данными приоритетами должны руководствоваться в своей деятельности как органы государственной власти и местного самоуправления, так и все участники экономических отношений, осуществляющие деятельность на территории города Мурманска.

В Стратегическом плане:

  • проанализированы современное состояние, проблемы и предпосылки развития экономики и социальной сферы города Мурманска;
  • сформулированы миссия, стратегические цели и задачи развития с учетом приоритетов развития Российской Федерации, Северо-Западного федерального округа и Мурманской области, а также текущего состояния и потенциала развития города Мурманска;
  • разработаны базовые сценарии развития и макроэкономический прогноз до 2020 года;
  • определены приоритетные направления развития, целевые индикаторы;
  • механизмы и необходимое ресурсное обеспечение развития основных отраслей экономики и социальной сферы.

Подготовка документа осуществлялась в многостороннем и конструктивном диалоге бизнеса, гражданского общества, органов государственной власти и органов местного самоуправления, что позволило снизить неопределенность будущего путем определения и согласования действий заинтересованных участников городского развития.